Российская практика медиации опирается на Федеральный Закон от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Институт медиации сравнительно долго использовался для решения корпоративных конфликтов. Однако, спустя время он стал более востребованным и наиболее эффективным в юридических спорах между государством и бизнесом.
Фактор сильной загруженности судов в России оказал на этот процесс большое влияние. В результате, учитывая судебные издержки, как бизнесу, так и государству стало существенно выгоднее приходить к досудебным соглашениям; в каждом суде появились комнаты для проведения переговоров о досудебном соглашении. В юридическом сообществе профессия медиатора стала набирать популярность и вес.
Медиация применяется в самых разнообразных юридических тяжбах: жилищных, наследственных, семейных, арбитражных, трудовых и т.д. Но самое важное — это обязательное использование процедуры медиации в спорах с государственными органами контроля.
Ранее к процедуре медиации в рамках налоговых споров налоговый орган относился неоднозначно. В открытом письме ФНС прямо говорилось, что медиация возможна только после проведения выездной или камеральной проверки. Информация, которую можно получить в результате, чрезвычайно важна для принятия решения. Однако, начиная с 2023 года, процедура станет обязательной и для ФНС. Поэтому уже сейчас налоговая служба прибегает к медиации в своей работе гораздо чаще.
Всем известно, что в спорах между бизнесом и органами власти суды встают на сторону последних практически в ста процентах случаев. Это очень позитивный тренд для предпринимательского сообщества. Поэтому перед российской деловой группой людей сейчас открывается очень важное окно возможностей. Обязательная медиация с органами КНД может сэкономить бизнесу десятки, сотни миллиардов рублей.
По мнению Лилии Ананичевой, юридическая база в лице закона от 2010 года потребует нововведений; в скором времени накопится достаточная правоприменительная практика досудебных процедур, чтобы убрать из Федерального Закона все ньюансы и сделать законодательную основу процедуры медиации более эффективной и актуальной.