В практике решения экономических споров бывает недостаточно грамотного юридического сопровождения. Чтобы доказать свою правоту, полезно провести расследование, которое поможет обосновать позицию. Сейчас в арсенале специалистов есть разные методы экспертизы. Один из них — профайлинг.
Профайлингом называется совокупность методик, с помощью которых можно по речи, мимике, жестам и манерам общения точно оценить как характер человека, так и предугадать его поведение в различных ситуациях. Профайлер тщательно наблюдает и анализирует поведение людей, «считывает» внешнюю и внутреннюю информацию, ищет личностные особенности, скрытые мотивы и подозрительные признаки.
Этот метод получил широкую известность благодаря сериалам «Обмани меня» и «Менталист», в которых главные герои успешно выполняют задачи правоохранительных органов, помогают в расследованиях благодаря точной интерпретации невербального поведения человека. В реальной жизни эксперты по профайлингу чаще участвуют в частных расследованиях, к примеру, в разрешении экономических и налоговых споров в бизнес-сфере.
Для получения статуса эксперта по профайлингу необходима специальная подготовка, которую можно получить, окончив специализированные курсы. Помимо этого для деятельности в области профайлинга в ряде случаев, например, при проведении расследований, сбора информации, опросов потребуется лицензия частного детектива.
Несмотря на то что профайлинг появился относительно недавно — около 50 лет назад, его предпосылки возникли намного раньше. Так, одним из первых случаев, когда криминалисты обратились к составлению психологического портрета, был поиск знаменитого лондонского убийцы Джека-потрошителя в 1888 году. Тогда впервые были определены особые характеристики серийного преступника, позволившие уменьшить круг подозреваемых. И, хотя это не помогло в расследовании дела, криминалисты начали проявлять интерес к новому методу.
Термин «профайлинг» в 1974 году ввел известный американский криминалист Джон Эдвард Дуглас, написавший несколько книг по криминальной психологии. Идеи профилирования в скором времени переняли и в Израиле. Авиакомпания «Эль Аль» усовершенствовала методику и адаптировала ее в отношении пассажиров, благодаря чему стало возможно оценить склонность пассажира к истерическим реакциям, предсказать его поведение во время турбулентности и нештатных ситуаций.
Вскоре профайлинг начал приобретать популярность и в бизнесе. Профилирование, позволяющее провести анализ достоверности сообщаемых сведений, стало активно применяться при подборе персонала, что особенно важно, когда речь идет о должностях с высокой материальной и финансовой ответственностью. На собеседованиях кандидаты часто пытаются приукрасить некоторые сведения, искажают или скрывают часть информации о себе.
Бизнес-переговорщики высокого класса также используют профайлинг. Это позволяет им построить общение с собеседником наиболее продуктивно, оценить достоверность информации, определить настоящие намерения, степень заинтересованности, составить поведенческий прогноз.
Применение методики выручает и в корпоративных спорах и расследованиях, связанных, например, с хищениями, разглашением конфиденциальной информации. В таком случае стоит привлечь стороннего эксперта, обладающего нужными навыками. Профайлинг, позволяющий без применения аппаратов и без стресса «считать» необходимую информацию с человека, может не просто дополнять исследование на полиграфе, но и в ряде случаев быть ему альтернативой, скажем, когда человек отказывается от теста с применением детектора лжи.
Профайлинг прекрасно зарекомендовал себя и в медиации по поводу различных экономических споров. В таких случаях правильная оценка поведения каждого участника конфликта и определение истинных намерений помогает как можно быстрее разрешить конфликт и прийти к консенсусу.
Коммерческий профайлинг по праву считается наивысшим мастерством. Он требует отличных знаний не только в области психологии, но и экономики, ведения бизнеса. Именно поэтому таких специалистов до сих пор очень мало.
Методика незаменима и в экономических (налоговых) спорах. К примеру, у меня есть успешные случаи применения профайлинга в ситуациях некорректного доначисления налогов. ФНС применяет статью 54.1 Налогового кодекса и объявляет сделки, совершенные компанией, как и связанные с ними расходы, недействительными, что в итоге
приводит к значительному увеличению суммы уплаты налогов.
Решение вопросов с налоговой службой в суде — не лучший вариант, так как в большинстве случаев судебное разбирательство заканчивается для компании проигрышем. Чтобы доказать ФНС, что договоры заключались не с техническими компаниями, а с реально существующими организациями, которые действительно поставили товары или оказали услуги, я провожу расследование.
Участники, свидетели заключения сделок проходят ряд экспертиз, в том числе принимают участие в специальных опросах. Запись опроса на видео затем интерпретируется профайлером, способным точно оценить достоверность информации. В результате оформляется заключение, убедительно доказывающее реальность сделок.
При таком подходе удается успешно решить проблему в досудебном порядке, и в итоге ФНС снижает налоговые требования. На моей практике применение комплексной методики, в которую входит и профайлинг, при доказательстве реальности сделок помогает уменьшить доначисленные налоги на суммы от 100 млн до нескольких миллиардов рублей.