Частный детектив по экономическим (налоговым) вопросам помогает компаниям в спорах с налоговой службой. Это не совсем та работа, которую по криминальным сериалам представляют себе люди, когда слышат слова «частный детектив». Мы не занимаемся слежкой за неверными женами миллионеров, но применение лицензии детектива помогает при разрешении разного рода бизнес-споров, в частности я постоянно применяю свою авторскую методику при разногласиях с Федеральной налоговой службой.
Она успешно применяется в разных отраслях, у нас были клиенты из строительной отрасли — крупные проектные, строительные организации, а также производства в самых разных сферах: от пищевой промышленности до металлоконструкций.
Когда УФНС начисляет слишком много
Чаще всего это случаи налоговых проверок (выездных, тематических или камеральных), когда компании начислены завышенные выплаты налогов на добавленную стоимость и на прибыль. Налоговая служба применяет статью 54.1 Налогового кодекса и объявляет сделки, которые совершила компания (а значит, и связанные с ними расходы), недействительными. Налоговики считают, что организации, с которыми заключались договоры, не существуют, либо товары не поставлялись, а услуги не оказывались.
Расходы по таким сделкам налоговая не учитывает, и сумма уплаты налогов увеличивается. В практике нередки случаи, когда доначисления составляют от 100–200 млн до нескольких миллиардов рублей. Урегулировать такой спор и уменьшить начисленные налоги помогает доказательство реальности сделок — именно на нем я и специализируюсь.
Как доказать реальность сделок
Благодаря тому, что у меня есть лицензия частного детектива, я вместе со своими сотрудниками могу провести расследование: мы находим свидетелей заключения сделок, реальность которых нужно доказать. После опроса и ряда экспертиз мы оформляем заключение, которое доказывает, что товары и услуги по спорным договорам действительно поставлялись.
При этом практически во всех случаях, за которые мы беремся, проблема решается до суда, так как суд с налоговой службой — это практически стопроцентный проигрыш. С нашими же доказательствами в большинстве случаев удается достичь соглашения, и управление ФНС снижает налоговые требования по акту выездной налоговой проверки.
Как помогают полиграф и профайлинг
В моей команде работают эксперты-полиграфологи, их заключения мы часто используем при доказательстве реальности сделок. Нередко бывает, что одни и те же свидетели дают разные показания при опросе в налоговой и при беседе с нами. Это происходит, например, потому что человек хочет за что-то отомстить бывшему начальству или просто растерялся, когда налоговики на него надавили.
В таких случаях с помощью полиграфа можно получить объективную картину, вместо того, чтобы играть в «верю — не верю» с налоговой службой. Метод взаимных исключений Лосева-Миллера, который мы используем для тестирования, применяется в качестве судебной экспертизы, так как дает почти полную достоверность (95%). Налоговая служба также принимает такую экспертизу в качестве доказательства.
Еще один инструмент, который мы используем, — это профайлинг. Эксперт анализирует мимику, жесты и поведение человека по видео, как герой сериала «Обмани меня». Специалист также дает заключение, в котором определяет, лжет свидетель или говорит правду. Такая экспертиза может как дополнять исследование на полиграфе, так и быть ему альтернативой, так как от теста на аппарате человек имеет право отказаться.
Кстати, эти исследования бывают полезны не только в налоговых спорах, но и при проверке потенциальных сотрудников, а также при расследовании таких ситуаций, как утечки информации, хищения в компаниях.
Примеры доказательства реальности сделок из практики
Одна из недавних проверок, в которой мы принимали участие, была по поводу крупной проектной организации из Москвы. Доначисления составили более 200 млн рублей, а следственные органы возбудили уголовное дело по статье 199, части второй (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов). После применения наших технологий удалось снять как требования УФНС, так и обвинения по уголовному делу.
В заключение
Налоговая служба — это огромная машина с отработанной судебной практикой, противостоять которой предпринимателю, даже с помощью юристов, нелегко. Навыки частного детектива по экономическим (налоговым) вопросам помогают решать налоговые споры в пользу бизнеса.